Четверг, 09.05.2024
Эксплуатация отопления
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2019 » Февраль » 18 » В бассейне Чебоксарского водохранилища завершается одно из самых маловодных половодий за все годы эксплуатации Чебоксарской ГЭС
11:13
В бассейне Чебоксарского водохранилища завершается одно из самых маловодных половодий за все годы эксплуатации Чебоксарской ГЭС
Но, как отмечают специалисты Росгидромета, снег не просто растаял, а испарился – это было связано с высокой температурой воздуха и его сухостью, а также солнечной погодой. При этом частая смена положительных температур и заморозков сгладила динамику увеличения приточности в Чебоксарское водохранилище. Так, в апреле среднемесячный боковой приток составил 3880 м³/с при норме 6860 м³/с (для сравнения в апреле 2013 г. – 6100 м³/с). Средний боковой приток за первые 19 дней мая - 2880 м³/с, для сравнения за этот же период в мае 2013 г. – 10 300 м³/с, а за годы эксплуатации Чебоксарской ГЭС – 6610 м³/с.

В настоящее время боковая приточность составляет 2710 м³/с, суммарная – 3750 м³/с. Среднесуточный расход — 3970 м³/с. Станция работает в режиме поддержания уровня воды в Чебоксарском водохранилище в пределах отметок 63,0 – 63,3 м, установленном Федеральным агентством водных ресурсов (ФАВР) с учетом рекомендаций Межведомственной оперативной группы (МОГ) по регулированию режимов работы Волжско-Камского каскада водохранилищ. В настоящий момент уровень верхнего бьефа составляет 63,15 м, нижнего – 52,42 м. Пропуск воды производится исключительно через работающие гидроагрегаты станции.

За все годы эксплуатации, начиная с 1981 года, Чебоксарская гидростанция только в 1996 и 2014 гг. не переходила в базовый (круглосуточный без останова гидроагрегатов) режим работы для поддержания уровня воды в Чебоксарском водохранилище в пределах разрешенных ФАВРом отметок и не производила холостых сбросов. Поскольку Чебоксарская ГЭС эксплуатируется в непроектном режиме (при отметке водохранилища 63 м вместо проектной 68 м), она испытывает дефицит аккумулирующей (свободной) емкости в 5 км³. У станции нет возможности предпаводковой сработки и аккумулирования избытков воды в половодье. Всю воду, прибывающую к гидроузлу, станция пропускает транзитом.

Такая маловодная весна, с одной стороны, позволила исключить подтопление села Кокшайск, расположенного ниже ГЭС по течению. Кроме этого, при отсутствии холостых сбросов более рационально используются водные ресурсы. Всего с 20 марта по 18 мая Чебоксарская ГЭС произвела 488,7 млн кВт.ч.

Однако в условиях маловодья вновь остро встает вопрос о 54-километровом участке от г.Нижнего Новгорода до Городецких шлюзов. Из-за непроектной отметки Чебоксарского водохранилища этот участок лимитирует пропускную способность Единой глубоководной транспортной системы европейской части Российской Федерации. В период навигации гарантированная судоходная глубина 3,5 - 4 м выдерживается здесь лишь четыре часа в сутки, в остальное время она составляет около 2 м. Крупнотоннажные суда, в том числе и пассажирские, преодолевают его вместо 4 часов за 2 - 3 суток. По данным Волжской академии водного транспорта, среднее время ожидания судами специальных попусков из Горьковского водохранилища составляет 10 - 12 часов у Нижнего Новгорода и 15 – 18 часов у Балахны. Чтобы снизить осадку судна, некоторые из них выгружают часть груза в Нижнем Новгороде и отправляют его автотранспортом до Городца, где вновь загружаются.

Волжская академия водного транспорта оценивает потери судоходных компаний на участке Городец – Нижний Новгород примерно в 1 миллиард рублей, государства в целом – в 20 млрд рублей в год. Растет себестоимость перевозок, снижается конкурентоспособность водного транспорта, 500 миллионов тонн грузов дополнительно могли бы быть перевезены по Волге.

При поднятии Чебоксарского водохранилища до проектной отметки 68,0 м данная проблема решается надежно: в соответствии с первоначальным замыслом проектировщиков Волжско-Камского каскада, Волга на этом участке становится судоходной в течение всего навигационного периода. Будет завершено создание Единой глубоководной системы европейской части России (транспортного коридора «Север - Юг»). Предлагаемый нижегородскими властями альтернативный проект - строительство низконапорной плотины, поможет в решении проблемы судового хода лишь на небольшой период времени. Расчеты ОАО «Инженерный центр энергетики Поволжья» показывают, что через 15 - 20 лет после ее строительства участок длиной 20-30 км вновь обмелеет, потребуется проведение дноуглубительных работ, которые не будут давать серьезного эффекта. Ожидая специальные попуски из Нижегородского водохранилища, суда будут продолжать простаивать уже не у Городецких шлюзов, а у низконапорной плотины.

В отличие от проекта строительства низконапорной плотины, подъем Чебоксарского водохранилища до проектной отметки одновременно поможет решить и другие острые вопросы: экологии (доля мелководий уменьшится до нормативных 20%, качество воды улучшится), водорегулирования (снижение рисков подтопления территориий в период половодья, дополнительный запас воды в 5 км³, в том числе и для обводнения уникального природного образования – Волго-Ахтубинской поймы), энергетики (мощность Чебоксарской ГЭС увеличится со средних в течение года 450 МВт до проектных 1404 МВт).

Просмотров: 264 | Добавил: obnieskan1972 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz